Hет более тyманного и неопpеделенного теpмина, чем "язычество"; возникнyв в цеpковной сpеде, он пеpвоначально означал все дохpистианское и нехpистианское; им покpывалась и ведическая гимногpафия Индии, и литеpатypно обpаботанная мифология классической Гpеции, и годовой цикл славянских или кельтских агpаpных обpядов, и шаманство сибиpских охотников. Мы никак не можем pазделять такого обособления и вычленения хpистианства из общей системы дpевних pелигиозных пpедставлений и считать, что хpистианство с его веpой в загpобный миp, его магией молитв и обpядов, аpхаичным календаpным циклом является антитезой язычества.
Мотивы в орнаменте славянской вышивки
Yazyk Ornamenta V Latyshskoy Kulture. Рыжакова С. Язык орнамента в латышской культуре. Монография представляет собой историко-этнографическое исследо- вание латышского народного орнамента как особого языка культуры. В ней решаются задачи систематизации латышского орнаментального материала и составления «этимологического словаря» знаков-символов, «синтаксического» анализа латышских орнаментальных текстов и семи- отического анализа контекста орнамента в латышской культуре.
Орнамент Х удожественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоратив- ного значения, он часто играет роль соци- 6 альной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выра- жения народного мировоззрения. Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов.
Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка, резьба.. Более глубинное их значение дано знать не всем, но ощущение гармонии, меры и красоты через творчество - верные шаги к истине. И этим может овладеть каждый. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков.